Требование налоговой потерялось по вине почты – суды освободили ИП от штрафа

Требование налоговой потерялось по вине почты – суды освободили ИП от штрафа

© anekdotov.net

Удалось доказать, что по вине работников почты потерялось как само требование, так и документы о дальнейших процедурах, предшествовавших назначению штрафа.

Налоговики проверяли организацию, контрагентом которой оказался ИП – и ему по почте было направлено требование о представлении документов: договоров, книги доходов и расходов ИП, приходных и расходных кассовых ордеров, платежек (по сделкам с фирмой).

"Ушла, не пришла"

Но инспекция не получила этих бумаг вовремя, как рассчитывала – в начале марта 2018 года. Впоследствии также по почте в адрес ИП направлен акт, извещение о рассмотрении нарушения, решение о назначении штрафа в 5 тысяч рублей.

Вся корреспонденция от налоговиков уходила на адрес ИП, указанный в ЕГРИП, посредством ФГУП "Почта России", и факты отправки были подтверждены – каждое отправление было снабжено почтовым идентификатором и "засветилось" на сайте почты.

Само требование, судя по сведениям с сайта почты, было вручено. Но, как выяснилось позднее, на самом деле письмо потерял почтальон, а запись о вручении появилась по ошибке. Последующие документы (акт, извещение, решение о штрафе) вернулись в налоговую за истечением срока хранения.

На шестой день

Обо всем этом ИП узнал лишь в августе – когда с его счета приставы списали сумму штрафа. Тогда он отдал налоговикам все документы, которые они хотели видеть, и получил все бумаги по "карательным" мерам в отношении него. После этого ИП обратился к уполномоченному по защите прав предпринимателей за помощью в судебной защите.

Спор о законности штрафа удалось выиграть, но не сразу (дело № А25-2173/2018). Дело в том, что согласно пункту 4 статьи 31 НК в случае направления налоговым органом по почте заказного письма датой его получения налогоплательщиком считается шестой день со дня отправки. Кроме того, традиционно ИП несет риск неполучения почтовой корреспонденции от налоговых органов по адресу, указанному в ЕГРИП. Так что суд первой инстанции действовал "в лоб", решив, что если письмо считается полученным – значит, получено, значит, требование не исполнено намеренно, и штраф законен.

"Без меня меня женили"

Дальше было два круга по апелляции и кассации, и в конечном итоге в этих судах удалось доказать, что на самом деле в марте ИП никакого требования в глаза не видел (определение Ф08-4107/2019). Истцы смогли раздобыть служебную записку и.о. начальника почтамта, согласно которой почтальон при сдаче отчета о результате доставки ошибочно отметил в накладной операцию «вручение». После чего оператор проставила эту же операцию в системе. По данному факту проводится служебное расследование.

По запросу суда почта подтвердила – требование действительно утеряно почтальоном, которому позднее назначили выговор. Налоговики же не убедились, что требование дошло до адресата, поэтому штраф назначен неправомерно – и суды его отменили.

Кстати, акт, извещение и решение тоже "заблудились" в недрах почты – одно из этих отправлений вообще не значится в базе, по другим, якобы, имели место неудачные попытки вручения. В общем, суды решили, что и о дальнейших действиях налоговиков ИП был не в курсе именно по вине работников почты. Из этого вытекает и еще одно основание признать штраф незаконным – ИП был лишен возможности что-то возразить и поучаствовать в рассмотрении материалов о допущенном ИП "нарушении".

Источник: audit-it.ru